В век технического прогресса и информационной интенсификации, социально-экономических и политических перемен на первый план выступает проблема стрессоустойчивости в различных ситуациях. По данным статистики, около 70% работающих людей периодически испытывают стресс на работе, из-за чего у 56% отмечаются проблемы со здоровьем. По данным международной организации охраны труда убытки в результате стресса на работе составляют двести биллионов долларов в год. Сюда относится оплата больничных, стоимость лечения, а также снижение производительности труда и увеличившиеся затраты на профессиональное усовершенствование и обеспечение.
Состояние эмоционального напряжения, связанное с профессиональной деятельностью, которое возникает как в экстремальных ситуациях, так и в рутинном трудовом процессе, рассматривается как понятие профессионального стресса. Выражается он в виде физиологических, поведенческих и психологических реакций на сложную рабочую ситуацию, при этом уровень стресса прямо пропорционален рабочему времени. Данный стресс называют также «синдромом профессионального выгорания», поскольку занимает не определённый отрезок времени, а длительный процесс «сгорания дотла». Возникновение у персонала данного синдрома выгорания обусловлено структурно-организационными особенностями, профессиональной спецификой работы и психологическими особенностями самих сотрудников.
Все работающие в различной степени подвержены стрессу, независимо от занимаемой должности и характера труда. Однако существуют лица более склонные к возникновению данного коварного феномена. В такую «группу риска» относят профессии, на которых необходимо быстро принимать решения, высокая степень ответственности, неопределенная ситуация, дефицит необходимой информации, неожиданные или частые изменения каких-либо параметров в работе. Это должности директоров, людей творческих профессий, менеджеров высшего и среднего звена, а также профессии, связанные с общением, специалисты кадровых служб, педагоги, медицинские работники, продавцы, секретари и т.д. Потенциальные стрессоры включают в себя однообразную работу, необходимость выполнять работу в сжатые сроки, высокие квалификационные требования, высокий уровень ответственности и неполная/чрезмерная занятость работников, а также ролевые конфликты и неопределенность, недостаточная ролевая нагрузка или перегрузка и несоответствие роли статусу. Такие личностные особенности, как высокая эмоциональная лабильность, повышенная ответственность и самоконтроль, постоянная рационализация своего поведения, склонность к тревоге и депрессивным реакциям, также способствуют возникновению данного состояния.
Выделяют следующие виды профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс, а также стресс достижения, страх ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха и пр. Рассматривают следующие типы выгорания: рабочий (условия и организация труда), производственный (особенности рода деятельности), организационный (негативное влияние особенностей предприятия).
В результате «сгорания» человек теряет энергию, развиваются психосоматическая усталость, эмоциональное истощение, раздражительность, мышечное напряжение, появляются немотивированное беспокойство, отказ от рационального отдыха, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, нарушение аппетита, расстройства половой функции и подверженность заболеваниям. Также снижается мотивация к работе и самооценка, появляется отгороженность, ощущение потери контроля над собой, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности и изменяется её продуктивность.
Проблема профилактики и контроля выгорания в трудовом процессе состоит в грамотном и ответственном управлении стрессами. Результативным методом борьбы с профессиональным стрессом на работе является сочетание правильной организации труда и овладение различными средствами контроля над стрессом. Необходимо приведение требований и обязанностей в соответствие с возможностями работников, поощрение личной инициативы, чёткое разграничение обязанностей, предоставление некоторой степени свободы в принятии решений, обозначение перспективы продвижения карьерного роста, обеспечение достаточной социальной активности между сотрудниками, периодическое консультирование для выяснения текущих проблем.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.